Мониторинг налоговой базы предприятий.

Особой проблемой в деятельности налоговых органов является слабое научное и методическое обеспечение выполнения такой задачи, как комплексный анализ деятельности крупнейших налогоплательщиков.

Обзор периодических изданий, специальной научно-технической литературы, информации, содержащейся в сети Интернет, показывает, что в настоящее время практически отсутствуют какие-либо разработки в области анализа, моделирования и прогнозирования налогооблагаемой базы (предприятий вообще и работающих в нефтяной отрасли в частности) с использованием экономико-математических методов моделирования.

Для решения этой проблемы федеральной целевой программой “Развитие налоговых органов (2002 — 2004 годы)”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12. 01 г. N 888, предусмотрен целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по совершенствованию системы налогового администрирования, анализом финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков.

Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам разработана (с учетом работ ряда ведущих специалистов в нефтяной отрасли) экономико-математическая модель, которая позволяет осуществлять мониторинг соответствия заявленной и экспертной оценок налоговой базы. В настоящей статье представлены основные этапы разработки указанной модели.

Анализ деятельности некоторых крупнейших предприятий нефтяной отрасли дает основания предполагать, что имеется ряд статистических (отчетных) показателей (факторов), используя которые можно с достаточной долей достоверности моделировать финансово-экономическое состояние предприятий, в том числе и налогооблагаемую базу.

Значительная часть этих показателей предусмотрена формами статистической, налоговой и ведомственной отчетности. Смысл экономико-математического моделирования состоит в том, чтобы по ограниченной части исследуемой генеральной совокупности выносить обоснованные суждения о свойствах совокупности в целом. Существующие формы и методы экономико-математического анализа позволяют разработать экономико-математическую модель как отдельного предприятия отрасли, так и компании (холдинга) в целом.

Цели разработки экономико-математической модели:

прогноз экономических показателей, характеризующих состояние и развитие анализируемой системы (предприятия, холдинга);

имитация различных возможных сценариев экономического развития анализируемой системы (ситуационный анализ);

расчет фактического значения ряда показателей финансово-экономической деятельности предприятия по косвенным показателям;

оценка эффективности функционирования системы.

Анализ факторов, влияющих на экономические показатели деятельности предприятия, позволяет выявить и описать существующую между ними зависимость, исследовать структуру этих связей. Этот анализ, кроме того, дает возможность с вероятностью, приемлемой для целей и задач, стоящих перед Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, определять соответствие заявленной и экспертной оценок налоговой базы, осуществлять в автоматическом режиме прогнозирование и моделирование налоговых поступлений как по отдельным налогоплательщикам, так и по холдингу (компании) в целом.

Мониторинг предприятий с использованием экономико-математических методов моделирования позволит более качественно и надежно проводить преддокументальный анализ организаций, планировать выездные налоговые проверки.

Остановимся на основных этапах разработки экономико-математической модели.

1. Постановка задачи. Определяются объекты, подлежащие исследованию. Составляется список предприятий, компаний (холдингов), отраслей (подотраслей) экономики, по которым будет осуществляться моделирование.

Изучаются экономическое и техническое состояние этих предприятий. Описываются их организационные и технические характеристики (особенности). Формализуются процессы, выделяются главные характеристики изучаемого объекта.

Выделяются показатели, по которым будет производится анализ, устанавливается периодичность их получения. Показатели разбиваются на основные и второстепенные. Формируется список показателей, которые будут на “выходе” (в том числе перечень налогов). При этом показатели подразделяются на прогнозируемые (значения которых можно вычислить по имеющимся факторам) и непрогнозируемые (значения которых нельзя вычислить с помощью имеющихся факторов). Определяются входные и выходные показатели, необходимые для осуществления краткосрочных (месяц, квартал) и среднесрочных (год) прогнозов.

Дается полный перечень факторов (показателей), которые не содержатся в формах отчетности, но оказывают существенное влияние на результаты анализа (размер таможенных пошлин, курс доллара, экспортные цены на нефть, тариф на электроэнергию, транспорт и т. д.).

Подробно описываются цели исследования, задаются форма и степень точности выводов.

Определяются объем, продолжительность работы, численный и профессиональный состав исполнителей.

2. Сбор информации. Осуществляется сбор необходимой для работы информации, производится группировка ее по значимости, делается ее предварительный анализ.

3. Корреляционный анализ факторов. Производится разбивка предприятий на группы с учетом основного вида деятельности. Рекомендуются следующие группы: добыча; транспортировка; переработка; реализация (трейдеры); смешанная группа. Для каждой группы описываются характерные признаки, технология организации и производства работ, происходящие процессы и явления, которые необходимо учитывать при осуществлении анализа.

Устанавливается, имеются ли какие-либо связи между исследуемыми показателями (факторами), какова структура этих связей.

Определяются необходимое программное обеспечение и математический аппарат.

Технологические и организационные принципы работы предприятий нефтяной отрасли достаточно сложны. Структура факторов, влияющих на результаты их деятельности, носит многоступенчатый характер. Объем выборки (отчетные периоды, за которые имеется возможность собрать необходимые для анализа отчетные показатели) ограничен. Один из основных принципов математической статистики состоит в том, что при увеличении сложности модели точность оценки падает. Поэтому при выборе показателей (факторов), необходимых для осуществления анализа, следует максимально сократить количество показателей, участвующих в расчетах, отобрать наиболее информативные. Здесь же определяется допустимая степень точности прогнозов, которая удовлетворяет поставленным целям.

4. Анализ показателей. Выявляются характер и структура взаимосвязей между показателями, предназначенными для анализа, определяется влияние каждого (как количественного, так и качественного) из них в отдельности и во взаимосвязи между собой на конечные результаты анализа.

Производится классификация каждого показателя (фактора) по видам: долговременные;

сезонные, формирующие периодически повторяющиеся в определенное время года колебания анализируемого признака;

циклические (конъюнктурные), характеризующие действие долговременных циклов экономики;

случайные (нерегулярные), не поддающиеся учету и регистрации. Например, на конечные финансово-экономические результаты деятельности предприятий нефтяной отрасли влияют сезонность производства геологоразведочных и буровых работ, а также климатические условия.

На налогооблагаемую базу и налоговые платежи влияют изменения налогового законодательства.

Производится отбор предприятий для анализа. Для этого в каждой группе предприятий выбираются 1—2 предприятия со средним значением налоговой нагрузки для данной группы. Эти предприятия будут играть роль базовых, по ним в дальнейшем будут осуществляться сбор и анализ показателей для разработки экономико-математической модели каждой группы.

Анализ результатов камеральных и выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства крупнейшими предприятиями нефтяной отрасли дает достаточные основания предполагать, что эти предприятия нередко занижают налогооблагаемую базу. Это следует учитывать при анализе налоговой и бухгалтерской отчетности предприятий.

5. Моделирование. Разрабатывается экономико-математическая модель. Прежде чем приступить к разработке экономико-математической модели, следует определить ее вид.

6. Апробация. Производится апробация экономико-математической модели по 1—2 предприятиям каждой группы. Результаты апробации представляются в виде таблиц и в графической форме.

7. Доработка модели.

8. Формулировка выводов и рекомендаций. Формулируются рекомендации по применению экономико-математической модели в практической деятельности налоговых органов.

А. ЕФИМОВ, руководитель, С. ФРЕЙДЛИН, начальник отдела анализа и налоговой статистики Межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1.